23.07.2020

Три дня средневековья

В первой половине июля местные жители и посетители живописного соснового бора близ деревни Тюхтово были изрядно удивлены, увидев там странных людей, облаченных в старинные костюмы, камзолы и платья. Все дело в том, что в этом месте проходил фестиваль Сандовского клуба ролевого моделирования и исторической реконструкции «Волчий вой», на который собралось около двадцати костюмированных участников, чтобы с головой окунуться в средневековую эпоху и на время отказаться от всех благ цивилизации. И у них это прекрасно получилось. Походный шатёр, полевая кухня, старинные костюмы, хорошее настроение! Но обо всём по порядку… Клуб «Волчий вой» появился ещё в далеком 2007 году, когда группа молодых людей, объединенная общей идеей, загорелась созданием клуба ролевого моделирования. Идейным вдохновителем, а в последующем и руководителем клуба стал Максим Митрофанов. Клуб был создан, и его участники, ребята по 15-16 лет, начали собираться для того, чтобы на время окунуться в сказку, которую они сами создавали под впечатлением от прочитанных книг по мотивам «Властелина колец». При этом участники клуба изучали приемы фехтования, создавали костюмы, доспехи, оружие и другую военную амуницию, и просто весело проводили время. На тот период в стране уже действовало множество подобных объединений, поэтому, единомышленники очень часто выезжали на общие фестивали и встречи. Со временем, ко многим из ребят присоединились их родители, которых также увлекло ролевое моделирование. Напрашивается вопрос: а для чего всё это? В первую очередь ролевые игры дают широкие возможности для самореализации. Можно сыграть того персонажа из книг или фильмов, которым ты себя представлял. Можно сыграть роль и добиться всех поставленных целей, проявив себя самым умным, ловким и удачливым. Можно изготовить красивый костюм и показать его тем, кто это оценит. Можно научиться хорошо фехтовать, как в одиночку, так и в команде и сразиться с другими игроками. Ну и наконец, можно просто сменить обыденную обстановку и погрузиться в совершенно другой мир, далёкий и сказочный. Ещё полигонные ролевые игры позволяют морально отдохнуть и на время уйти от повседневных забот. Когда в течение нескольких дней непрерывно, активно играешь, вспомнить о учебе, работе, проблемах и прочем просто не остаётся времени. Шли годы, клуб «Волчий вой» продолжал жить и развиваться. Количество его участников росло, росли и они сами. За четырнадцать лет многие из ребят обзавелись своими семьями и стали собираться вместе на фестивали уже со своими супругами. За это время клуб «Волчий вой» успел принять участие в десятках фестивалей ролевого моделирования, проводимых в разных городах России. Поменялись у ребят и интересы. Обычное ролевое моделирование стало для них не столь интересным, и они увлеклись ещё одним направлением – исторической реконструкцией, процессом воссоздания материальной и духовной культуры определенной исторической эпохи, с достоверным воспроизведением определенного исторического события. В этом году клуб «Волчий вой» должен был принять участие в фестивале ролевого моделирования и исторической реконструкции в Чехословакии, который в связи с коронавирусной пандемией не состоялся. Тогда было принято решение провести фестиваль на Сандовской земле. Была выбрана историческая эпоха воссоздания – 1410 – 1430 годы. Территория Европы (Франция, Германия, Польша и т.д.), начало 15-го века, начало эпохи возрождения, времена священной Римской империи, эпоха средневекового рыцарства. Эти времена подробно запечатлены на многочисленных полотнах средневековых художников, что позволило организаторам фестиваля более подробно и досконально их изучить, представить себе быт того времени и попытаться в подробностях воссоздать исторические элементы, от одежды до мебели. На этот раз участников клуба интересовало, какой был быт средневековых военных, и их сопровождающих, между сражениями? Как они жили и чем питались в полевых условиях? Бытовая составляющая оказалась не менее интересна, чем военная история средневековья. Родилось и название фестиваля – «Пир, быт, фест». Это была уникальная возможность не только познакомиться со средневековой культурой Европы, изучить кулинарные особенности эпохи возрождения, но и получить массу впечатлений от самого фестиваля. Готовиться начали ещё за год. Изучался документальный материал, изучались картины эпохи возрождения, делались заметки, зарисовки. За полгода до начала фестиваля начали готовить материальную часть. Сшили большой походный шатёр, изготовили мебель, соответствующую исторической эпохе, без единого гвоздя. Одежда и обувь тоже делалась по старинным выкройкам и из тех материалов, что были 600 лет назад – лён, хлопок, шерсть, кожа. Соблюдалась даже цветовая гамма одежды, чтобы более детально передать время. Всё это касалось и посуды, ее большая часть была изготовлена вручную Татьяной Митрофановой, которая уже давно занимается лепкой из глины. Получив специальность керамиста, она освоила полный цикл производства глиняной посуды, поэтому все тарелки, кружки, горшки и кувшины были сделаны её руками. По всем правилам была сооружена и насыпная печь для приготовления пищи. Её особенность состояла в том, что полевая кухня была приподнята над землёй, на уровне пояса, на специальном каркасе, что позволяло хозяйкам не нагибаться при приготовлении пищи, а готовить её в удобном положении. Было у этой печи и другое преимущество – противопожарная безопасность. Самый почитаемый в реконструкции способ воссоздания предметов быта наших предков – аутентичный. Все вещи, будь то костюм или столовая ложка, изготовлялись тем же способом, каким их изготавливали представители реконструируемой эпохи. Другой используемый метод был более простой – стилизация. Облик предмета похож на реконструируемый, но способ его изготовления – современный. Так, изготовленная на станке ложка, по мнению участников клуба, передаст дух эпохи в меньшей степени, нежели ложка, изготовленная аутентичным способом. В клубе пока что не освоили ковку, поэтому кованые предметы приобретаются. Одной из основных составляющих фестиваля, была кулинарная тематика, следовательно, и блюда, которые готовились не фестивале в полевых условиях, должны были соответствовать эпохе возрождения. К этому вопросу организаторы также подошли очень ответственно. Меню на столе участников клуба появилось благодаря Калининградскому кулинарному манускрипту, обнаруженному исследователями ещё в 19-м веке на территории современного Калининграда. В нём указывалось, чем питался средневековый люд. И тут действительно было чему удивиться. Более пяти сотен лет назад жители Европы не пили чай, кофе и другие напитки, популярные в ниши дни, которых попросту ещё не было. Пища была простой, не столь изысканной и разнообразной. Мяса ели мало, в основном на столе были овощи, крупы, зерновые, заваривали травы, использовали в пищу грибы… Отличался и способ приготовления блюд. К примеру, за неимением мясорубок, мясо мелко нарезали, а затем его перетирали в ступках, что бы приготовить фарш. На фестивале хозяюшки воссоздали этот способ приготовления фарша, и можно только удивляться, сколько им пришлось перетереть мяса, чтобы накормить два десятка человек. Потчевали хозяйки участников фестиваля и другими изысканными блюдами: лапшой с курицей, мясом рубленым с вишневым соусом, жареными лисичками, свекольником, готовили омлет, тушеную курицу, пирожки миндальные, жарили яйца, заваривали чай на травах и т.д. Второй день был посвящен изготовлению восковых свечей и не случайно. Свечи в эпоху средневековья были очень дорогим удовольствием, и позволить их себе могли только состоятельные граждане. Но даже у них каждый грамм воска был “на вес золота”. Расплавленный воск от свечей бережно собирали и делали из него новые свечи. И способов изготовления свечей было не мало. Один из способов подразумевал многократное макание фитиля в расплавленный воск, чтобы он им постепенно покрывался, слой за слоем, превращаясь в полноценную свечу. В другом случае, мягкий воск накручивался на фитиль подобно рулету, а затем прессовался. Участники фестиваля, в этот день испробовали несколько способов изготовления свечей, побывав в роли мастеров свечного дела. На фестивале не было команд, конкурсов и соревнований. Участники, объединенные общей целью и идеей, просто получали истинное удовольствие. Внешне это действие напоминало круглосуточный театр, в котором не было зрителей — все актеры. Но эта игра не менее сложное явление, чем спектакль, где были как исторические, так и психологические ситуации. Все блага современного мира здесь были запрещены. Никакого Интернета, телевидения, современных приборов, электричества. Никакой современной мебели и бытовых приборов. Только полное и достоверное погружение в эпоху. Не каждый способен выдержать несколько дней в подобной атмосфере, но ведь в этом и вся суть. Из всей техники участники позволили себе взять только фотоаппарат, чтобы запечатлеть для истории ход самого фестиваля. Несколько дней проведенных на природе, которая не всегда была благосклонна к участникам фестиваля – стали настоящим испытанием для истинных ценителей истории. История, знакомая многим только по учебникам или из телепрограмм, для представителей клуба «Волчий вой» давно стала реальностью, в которую они с удовольствием погружаются и живут в ней, увлекая в этот удивительный мир своих друзей, родных и знакомых. Фестиваль «Пир, быт, фест», проходивший на Сандовской земле, был первым в своем роде, но участники клуба уверены, что его проведение на родных просторах станет традиционным. Дмитрий БЫСТРОВ

Поделиться:

Для того чтобы добавить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

Возврат к списку